Взаимодействие исследователя

и биостатистика

Для проведения статистического анализа зачастую требуются узкопрофильные знания и навыки, а также значительные временные затраты. В связи с этим исследователи нередко обращаются за помощью к биостатистикам. Существует несколько моделей взаимодействия этих сторон, причем каждая имеет свои преимущества и недостатки.
Модель 1. «Биостатистик → исследователь»
Активное участие исследователя ограничивается формулировкой задач и сбором данных. Биостатистик самостоятельно определяет объем анализа, проводит его и предоставляет результат.
Такой подход кажется логичным, ведь именно биостатистик компетентен в вопросах планирования анализа и возможности применения конкретных методов. Кроме того, в рамках этого подхода проще придерживаться исходного плана статистической обработки.
Однако без советов исследователя биостатистик рискует упустить из виду множество практических аспектов. Не являясь специалистом в изучаемой области, трудно понять, какие показатели являются ключевыми, и какие группы важнее всего сравнить. Контролируя процесс в одиночку, биостатистик рискует уйти в сторону от основной идеи исследования, и в результате потратить много времени и усилий на проведение технически грамотного, но практически бесполезного анализа. Исследователь же, получив готовые результаты, может плохо в них ориентироваться и ошибочно трактовать.
Модель 2. «Исследователь → биостатистик»
Исследователь сам составляет план статистического анализа и руководит всеми его этапами. Биостатистик отвечает лишь за техническую сторону анализа, если он представляется возможным.
Этот подход также не лишен здравого смысла, поскольку исследователь свободнее ориентируется в изучаемой области и лучше расставляет приоритеты. При таком подходе больше внимания уделяется практической ценности результатов, что помогает избежать избыточного анализа и ускорить его проведение.
Вместе с тем исследователь обычно не знаком с техническими нюансами обработки данных. Он не всегда способен подобрать оптимальный метод анализа, учесть все его ограничения и правильно интерпретировать полученные результаты. Некоторых исследователей это приводит к завышенным ожиданиям и ошибочным выводам. Другие же могут необоснованно отбросить ценные идеи, которые показались им нереализуемыми. Наконец, вышеописанный подход может затруднять коммуникацию, особенно когда биостатистик сообщает о невозможности проведения анализа, соответствующего задумке исследователя.
Модель 3. «Двустороннее взаимодействие»
Биостатистик и исследователь активно обсуждают статистический анализ на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая интерпретацией результатов.
На всех этапах планирования работы и анализа данных могут встречаться подводные камни, неочевидные как для исследователя, так и для биостатистика. Именно налаженная система активного двустороннего взаимодействия позволяет своевременно выявлять и решать проблемы, облегчая коммуникацию и повышая качество результатов.
Made on
Tilda